Rambler's Top100
 
Вопросы и ответы
Беда Гриффитс
- биография
- работы
Анри Ле Со
- биография
- работы
Жюль Моншанен
- биография
- работы
Статьи
Молитвы и бхаджаны
Садхана
Минута медитации
Галерея
Глоссарий
Контакты
Ссылки
Гостевая




Rambler's Top100

 

Беда Гриффитс (Свами Даянанда)

(1906-1993)

Беда Гриффитс

Беда Гриффитс (Bede Griffiths) умер 13 мая 1993 года босым монахом в соломенной хижине в Шантиванаме, Южная Индия. Это был человек вселенского масштаба, который стал образцом духовной целостности, одним из тех, о которых кардинал Ньюмен говорил: “они живут такой жизнью, о которой большинство людей и понятия не имеют, они выбрали путь нашего Спасителя…” (проповедь на день св. Варфоломея).

Детство и юность
Алан Ричард Гриффитс родился в 1906 году в Англии. Его отец обанкротился и оставил семью на попечение матери. В возрасте 12 лет Алану пришлось пойти в школу для мальчиков из бедных семей, известную под названием «Christ's Hospital». По окончании школы в 1925 году Алан Гриффитс получил стипендию Оксфордского Университета и отправился изучать английскую литературу и философию. Вскоре после получения диплома в 1929 году Гриффитс с двумя приятелями начал свой знаменитый эксперимент «общинной жизни». Они приобрели домик в провинциальном городке Коствальдс и стали вести жизнь в единении с природой, что стало настоящим протестом против современного образа жизни. Читая «Библию» и другую литературу, они были восхищены связью человека, их эксперимента и природы. Вскоре Алан Гриффитс подал заявление на рукоположение в Англиканской Церкви и был направлен на работу в трущобные районы Лондона. Положение лондонской бедноты настолько шокировало его, что он обратился посту и молитвам, некоторые из которых заканчивались экстатическими состояниями. Позднее Гриффитс вспоминал: «я уже не мог поставить себя в центр моей собственной жизни». Однажды молодой человек медитировал, представляя себя у подножья Креста. Он погрузился в состояние «истинной молитвы», которое он впоследствии назвал «возвращением к Центру». Вернувшись к повседневной жизни и работе, Алан Гриффитс увлёкся чтением книг различных католических авторов, в том числе кардинала Ньюмена.

Беда Гриффитс – католический монах и санньяси
Работы католических авторов глубоко тронули Алана и в Рождественскую ночь 1931 года он принял Первое Причастие в Католической Церкви, а 20 декабря 1932 года поступил в бенедиктинский новициат под именем Беда (Bede). Брат Беда принёс свои вечные обеты в 1937 году и был рукоположен в 1940 году в возрасте 34 лет. Несколько лет спустя, уже будучи священником и приором монастыря Фарнборо, брат Беда встретился с индийским священником Бенедиктом Алапоттом и исследователем Тони Сассманом, которые познакомили Гриффитса с восточной философией, йогой и индийскими Священными Писаниями. После долгих переговоров с церковными властями, ему удалось получить разрешение отправиться в Индию, и в 1955 году он отплыл в Бомбей. В 1958 году Гриффитс вместе с доном Франциском Ачарьей основывает в Керале на юге Индии Монастырь Сирийского Обряда под названием «Курисумала Ашрам» («Монастырь Горы Креста»). Стремясь принять индийскую традицию санньясы (монашества) и создать атмосферу христианского ашрама, священники носили оранжевые одеяния кави, а отец Беда принял санскритское имя Дхаянанда («Блаженство Молитвы»). Во время пребывания в ашраме Гриффитс пишет работу «Христос в Индии» и занимается исследованиями в области индуизма.

Шантиванам
Шантиванам - «Ашрам Пресвятой Троицы» («Сатчитананда Ашрам») в Тамил Нанду, основанный в 1950 году французскими священниками Анри Ле Со (Свами Абхишиктананда) и Жюлем Моншаненом (Свами Парам Аруби Ананда), в котором проводились св. мессы на английском и санскрите, а также чтения Священных Писаний различных религий, значительно повлиял на мировоззрение дона Франциска Ачарьи, и когда Беда Гриффитс получил предложение возглавить общину, он сразу же согласился. Он прибыл в Шантиванам в 1968 году и начал работу над книгой «Веданта и христианская вера», в которой попытался сопоставить индуистскую духовную мысль с христианской теологией. Благодаря деятельности Гриффитса, Шантиванам превратился в центр медитации, инкультурации и индуистско-христианского диалога. Ежедневные лекции, основанные на учении «Вед» и «Евангелия»», представляли христианскую тайну в новом свете. В 1987 году Беда Гриффитс закончил работу над комментариями к «Бхагавад-Гите», которые вышли под названием «Реки сострадания». Эта книга, вместе с «Возвращением к центру», «Новым видением реальности» и «Браком Востока и Запада», представляет собой сокровищницу христианской и ведантистской мысли. В 1992 году Беда Гриффитс встретился с Его Святейшеством Далай-ламой, диалог с которым принёс огромное благо христианскому и буддийскому миру. Отец Беда Гриффитс вошёл в махасамадхи 13 мая 1993 года и был похоронен в Шантиванаме.

Вечная религия Беды Гриффитса
Беда Гриффитс был убеждён, что каждая личность - уникальный образ Божественного и относился к людям с огромным почтением, поскольку каждый человек призван к недвойственному единству, которое имеют Отец Сын и Святой Дух. Будучи вдохновлённым тайной Пресвятой Троицы, отец Беда считал, что индуистская доктрина Сатчитананды есть пророческое предвосхищение явления этой тайны в христианстве. Бог - это чистое самопознающее сознание в совершенном блаженстве и всё творение обретает полноту в любви (см. Уэйн Тисдейл «На пути к христианской веданте» (Toward a Christian Vedanta, by Wayne Teasdale)). Из индуизма отец Беда позаимствовал идею Вселенского Человека (Пуруши), которую он представляет в своих книгах на основе материала основных мировых религий (см. «Брак Востока и Запада» (The Marriage of the East and West, p.140; 70)). В этой связи он любил цитировать «Чхандогья Упанишаду» (8.3) в которой говорится о том, что наше тело занимает лишь небольшое пространство на нашей планете, а наш ум объемлет всю Вселенную. Для Беды Гриффитса это состояние Вселенского Человека не было чем-то недостижимым и абстрактным - он развивал «универсальность» своего сердца, занимаясь медитацией, которая открывала его для мифов, символов и учений других великих религий мира. Уже во время рукоположения в 1940 году, Беда Гриффитс осознал вселенский масштаб Верховного Господа. Однажды он подписался как «вечный священник по чину Мелхиседека», и действительно, он был человеком со вселенским сердцем, в котором присутствовал Бог всей Вселенной. Основным препятствием на пути к пробуждению Беда Гриффитс считал ложное эго. Он говорил, что отказ от своего ложного эго и предание себя Божественной Воле - единственный путь в жизни монаха. Учитывая такое мироощущение, не удивительно, что Гриффитса так привлекал путь индуистского монаха - санньяси, ведь главный элемент санньясы - отказ от ложного эго и возвращение к своему истинному центру. В этом вопросе отцу Беде был очень близок Махатма Ганди, о котором он писал: «Ганди чётко понимал, что отречение - это не путь бегства от мира, а отказ от эгоизма, который позволяет человеку отдать себя полностью Богу и миру» («Христос в Индии» (Christ in India, p.24)).

Путь к недвойственности
Мистический опыт сопровождал Беду Гриффитса на протяжение всей его жизни. Ещё во время учёбы в школе у него произошёл первый проблеск просветления, даршан (видение) недвойственности бытия, когда при виде заката, будущий монах упал на колени и осознал трансцендентный сакраментальный характер всей природы, всего окружающего мира. Позднее он испытал опыт «истинной молитвы», полностью предавшись Распятому во время медитации, что впоследствии привело Гриффитса в Католическую Церковь. Но основой мистической практики отца Беды стал адвайтический опыт (опыт осознания недвойственности мироздания и общения любви между Творцом и творением. В мае 1991 года во время беседы с учениками в Джайхарикале он выразил этот опыт следующими словами: «Я бы хотел поделиться с вами своим адвайтическим опытом…Я был переполнен и затоплен любовью…Я увидел Бога в земле, деревьях и горах… Это привело меня к убеждению, что в мире нет ни абсолютного добра, ни абсолютного зла…»
Беда Гриффитс открыл нам путь к Вечности, к Абсолютному, Трансцендентному и глубокому источнику всей Реальности. Этот человек, монах и мистик, оставил послание для нас, выраженное его словами и самой его жизнью.

Паскалина Кофф, ОСБ
Перевод: www.shantivanam.info

Фрагменты работ, статьи о. Беды Гриффитса

Фотогалерея о. Беды Гриффитса